Школа-онлайн: как «Нетология» будет зарабатывать на уроках русского языка

Школа-онлайн: как «Нетология» будет зарабатывать на уроках русского языка

1863
ПОДЕЛИТЬСЯ

О том, что «Нетология-групп» провела третий раунд инвестиций и привлекла $2,1 млн, компания сообщила сегодня в пресс-релизе. Инвесторами стали фонды Buran Venture Capital и InVenture Partners. 

Привлеченные 75 млн руб. (по курсу на 31 декабря 2014 года, когда была закрыта сделка) основатели «Нетология-групп» планируют направить на создание новых продуктов, рассказал РБК гендиректор «Нетология-групп» ​​Максим Спиридонов. В частности, к началу нового 2015 учебного года компания собирается открыть курсы для повышения квалификации учителей.

«Нетология-групп» уже провела тестирование работы платформы на портале МФТИ, где обучила несколько тысяч педагогов. Следующим новшеством в продуктовой линейке станет сервис для проведения онлайн-олимпиад (система также прошла «пилот» в рамках открытой интернет-олимпиады лицея при МФТИ).

Что такое «Нетология-групп»:

До сентября 2014 года проекты «Нетология» (обучение интернет-специальностям) и «Фоксфорд» (обучение школьников) развивались по отдельности. Объединившись в «Нетология-групп», они привлекли $1,1 млн (около 41 млн руб. на тот момент) от венчурного фонда InVenture Partners, который уже был инвестором «Нетологии», войдя в проект в апреле 2014 года (размер инвестиций не раскрывался, но сообщалось, что для сделки компания была оценена в $5,6 млн, или почти в 200 млн руб.). На полученные деньги запустили мобильные приложения для своих продуктов, а также создали единую инфраструктуру для онлайн-обучения – модули для создания курсов и проведения вебинаров, видеохостинга, CRM и т.д. Такой универсальный «движок» сможет стать основой для создания новых образовательных продуктов, считают основатели «Нетологии-групп» Максим Спиридонов и Максим Древаль.

Идея руководителей компании – сделать более популярными онлайн-форматы обучения среди учителей, а затем дождаться, когда они приведут на портал для олимпиад своих учеников. Сейчас компания обдумывает, запускать ли два новых продукта под отдельными брендами или под уже существующим брендом «Фоксфорд».

Оба проекта не принесут дохода, а будут планово убыточными, говорит Спиридонов: «Для нас это инвестиция в рынок».

Третий продукт, на который «Нетология-групп» планирует пустить привлеченные средства, – это образовательный проект для обучения русскому языку зарубежных пользователей, главным образом детей эмигрировавших из России родителей. Таким способом руководители «Нетология Групп» хотят «оцифровать» офлайновые курсы русского языка, занятия в которых обходятся в €8–10 в час (600–800 рублей по текущему курсу). В своей ценовой политике создатели «Нетологии Групп» будут ориентироваться на эти же расценки.

Борьба с ленью как бизнес-модель

Основатели «Нетология-групп» развивают модель платной подписки на свои курсы, так как бесплатный контент не мотивирует пользователей заниматься системно. По данным J’son & Partners, число окончивших бесплатные онлайн-курсы составляет лишь 1–4% от общего числа учеников, приступивших к занятиям.

«Потребители бесплатного контента действительно часто бывают не мотивированы на регулярное обучение, – говорит Дмитрий Аббакумов, научный сотрудник Института образования ВШЭ, руководитель Лаборатории адаптивных образовательных технологий ВШЭ. –  Два важнейших  фактора, которые удерживают ученика, – то, насколько нравится ему преподаватель, который читает видеолекции и руководит занятиями (это именно личная симпатия), и соответствие трудности курса  уровню знаний человека – ему должно быть не слишком сложно, но и не слишком легко проходить обучение. В целом в США сейчас наблюдается ориентированность образовательных платформ на результат: часто  компании обещают ученику достижение поставленной цели, или «мы вернем нам деньги»,  или, например,  могут дать возможность бесплатно пройти курс. В России стартапы в сфере онлайн-образования тоже постепенно приходят к таким способам удержания аудитории».

На платформе «Нетологии» «университетские» программы проходят до конца почти все записавшиеся, а подписчики на курсы «Библиотеки», в среднем, проходят два курса ежемесячно. Лишь 10% школьников, начавших курс на «Фоксфорде», прекращают занятия, рассказывает совладелец «Нетология-групп» Максим Древаль.

Сейчас «Фоксфорд» работает над обновлением набора инструментов для отслеживания эффективности пользователя – к примеру, на сайте появится возможность увидеть, насколько качественно ученик выполнил домашнее задание, а также аккаунты для родителей и учителей, которые смогут контролировать освоение материала школьником. К тому же на «Фоксфорде» появятся «бейджи» и другие «индикаторы» достижений, которые через механизм игры еще больше должны вовлечь школьников в учебу. Со временем «Фоксфорд» планирует выйти на рынок обязательного образования, получив лицензию Минобрнауки – по словам Древаля, это не противоречит законодательству.

Исполнительный директор «Нетология-групп» Максим Древаль
Фото: Из личного архива

Пользователь, покупающий первый курс на «Нетологии» или «Фоксфорде», уже становится «прибыльным» для компании. По данным на сайте «Нетологии», один «университетский» курс стоит от 17 до 28 тыс. руб. Средняя стоимость привлечения платящего пользователя в одну из программ «Университета» – 1,5 тыс. руб., говорит Александр Еграшин, коммерческий директор «Нетология-групп». Около 20% пользователей проходят две образовательные программы. Пользователь, который подписывается на курсы «Библиотеки», обходится в среднем в 270 руб. За первый год жизни проекта клиент покупал 4 месяца подписки.

Сейчас «Нетология» выпускает более 10 курсов каждый месяц (все новые курсы также доступны в рамках текущей подписки пользователя), так что точно посчитать среднее количество месяцев подписки на одного пользователя пока сложно. По данным компании, в среднем один школьник-пользователь «Фоксфорда» занимается с помощью сервиса в течение 2-3 лет и приносит ей 16 тыс. руб. в год. Средний LTV (lifetime value, общая сумма дохода, которую приносит сервису один пользователь за все время работы с продуктом) составляет 32–48 тыс. руб. При этом привлечение одного пользователя обходится «Фоксфорду» всего в 2 тыс. руб.

В сентябре 2014 года InVenture Partners прогнозировали выручку объединенной компании по итогам года в 120 млн руб. Спиридонов утверждает, что стартап не вышел на этот показатель, но приблизился к нему (сказался рост издержек на фоне инфляции) и завершил год с выручкой на уровне 100 млн руб.

Заработать на школьниках

«Мы считаем серьезным преимуществом то, что компания развивает два продукта и работает на двух рынках», – говорит Михаил Cалонтаи, управляющий партнер фонда Buran Ventures. По его мнению, в обоих сегментах у «Нетология-Групп» хорошие перспективы: «Фоксфорд» может не только фокусироваться на подготовке школьников к ЕГЭ и к ГИА, но и выходить на средних и младших школьников и даже студентов начальных курсов. А «Нетология» может отойти от подготовки только специалистов для Рунета и привлечь в качестве пользователей тех, кто хочет овладеть самыми разными профессиями.

По оценкам Buran Ventures (без учета колебаний курса), потенциальный размер российского рынка школьного образования составляет около $1 млрд в год, еще столько же приходится на сегмент профобразования. Доля интернет-образования на обоих рынках пока менее 1%, но в перспективе пяти лет этот показатель должен вырасти до 10%. Схожие цифры дает и  J’son & Partners, оценивающее российский рынок онлайн-образования по итогам 2014 года в 400 млн руб., а его ежегодный прирост – в 70–100%. Совокупный рынок услуг репетиторов и корпоративного образования превышает 100 млрд руб.

«Из двух направлений, в которых сейчас работает компания, школьный кажется мне наиболее перспективным, – говорит Антон Иншутин, управляющий партнер InVenture Partners. – В этом сегменте можно идти как вширь, например, увеличивая количество школьных предметов, так и в глубь, создавая интерактивные электронные учебники и учебные пособия». По словам Иншутина, в «Нетологии» можно расширить список лекций, добавив к интернет-профессиям, все, что связано с софтом и некоторыми профессиями, связанными с работой со сложной техникой, например фото. «Задача – дать пользователям максимально широкую линейку прикладных знаний», – отмечает он. Также Иншутин считает, что перспективным может стать обучение рабочих-мигрантов русскому языку в кооперации с Минтрудом и другими ведомствами.

«В перспективе доля выручки компании от «школьного» направления станет больше той, которую приносит подготовка интернет-специалистов, – считает Алексей Соловьев, управляющий партнер венчурного фонда Prostor Capital. –  Работа с готовящимися к поступлению старшеклассниками и «подтягивание» тех, кто отстает от школьной программы, – это «массмаркет».

Сколько стоит «Нетология-групп»?

ООО «ЦОО Нетология-групп», по данным ЕГРЮЛ, зарегистрирована в мае 2013 года. Компания на 100% принадлежит кипрской Grumelon bussiness. Согласно выписке из реестра кипрских компаний по состоянию на 30 декабря 2014 года, Максиму Спиридонову в ней принадлежит 35,8%, Максиму Древалю –​ 16%, Алексею Половинкину (сооснователь «Фоксфорда») – 24%, Inventure fund Ltd –​ 14,2%, Winward Services Ltd (компания на 100% принадлежит Buran Ventures, утверждает Михаил Cалонтаи, управляющий партнер фонда) – 10%. Изменилась ли структура собственности после последнего раунда инвестиций, неизвестно. По словам Спиридонова, в предыдущем раунде, в котором участвовал Inventure Partners, оценка компании составила почти $15 млн, какова она сейчас, инвесторы и основатели компании не раскрывают. 

 
Источник